На протяжении последних нескольких лет в России муссируется идея о создании лоукостера - бюджетного авиаперевозчика. Эти высказывания шли параллельно с заявлениями правительства РФ о необходимости компенсации или удешевления авиаперевозок между европейской частью России и Дальним Востоком.
Попытки функционирования авиадискаунтера уже были - c 2006 по 2011 годы в небе над страной "летал" SkyExpress. Это была первая в стране низкобюджетная авиакомпания: многие северяне помнят, что из Мурманска в Москву можно было улететь за 500 рублей (разумеется, при соблюдении нескольких условий). Безусловно, работа авиадискаунтера сопровождалась постоянными укорами - то задержки рейсов, то неудобное расписание, то пилоты слишком лихачат. Все эти нарекания в итоге вылились сначала в приостановку, а затем и в аннулирование летного сертификата. Считается, что отзыв сертификата связан с тем, что SkyExpress имел статус самого непунктуального перевозчика. Однако некоторые эксперты считают, что вина перевозчика в задержках лишь отчасти. Напомним, базировался SkyExpress в столичном аэропорту "Внуково", имеющем репутацию среди пассажиров как "не слишком шустрый". К тому же, в то время в аэропорту началась реконструкция, продолжающаяся до сих пор. И рейсы UTair, выполняемые по маршруту Внуково-Мурманск, часто прибывают в заполярную столицу со значительной задержкой, иногда по вине самого перевозчика, а иногда и по вине аэропорта.
Летом этого года началось активное обсуждение возможности создания очередного лоукостера. О своем намерении создать низкобюджетную авиакомпанию уже заявил "Аэрофлот". По мнению компании, новый перевозчик будет полностью самостоятельным, а его "базовый продукт" будет максимально отличаться от предложения "Аэрофлота". Тарифы лоукостера, как планируется, будут ниже на 20-40% по сравнению с расценками обычных авиакомпаний. При этом, по мнению российского гиганта, для реализации нового проекта нужно внести ряд поправок в Воздушный кодекс и авиационные правила. В частности, перевозчикам нужно предоставить право отменять питание на борту для пассажиров и разрешить взимать плату за багаж.
Очевидно, лоббирование интересов авиаторов привело к тому, что в Минтрансе был подготовлен ряд поправок в воздушный кодекс, которые, как ожидается, будут способствовать развитию низкобюджетных перевозчиков.
В частности, уже сейчас, согласно приказу Минтранса, питание на борту самолета отнесено к услугам повышенной комфортности, а для перевозки багажа необходимо будет заключать отдельный договор (между а/компанией и пассажиром) и оплачивать его по отдельным тарифам. Напомним также, что после теракта в столичном аэропорту "Домодедово" произошли значительные изменения в подходе к безопасности полетов. Так, например, был введен 100-процентный досмотр при входе в здания аэровокзалов, а также появился запрет на перевозку жидкостей в ручной клади в объемах более 100 мл. Другими словами, дешево летать в самолете можно будет налегке и на голодный желудок - так, по мнению разработчиков поправок, будет снижена стоимость авиаперевозки.
К слову, о стоимости питания на борту. В зависимости от продолжительности рейса подается либо легкая закуска, либо горячее питание. Стоимость питания, заложенная в цену билета одного пассажира, варьируется от 150 до 500 рублей в зависимости от поставщика и вида питания. Для пассажиров в бизнес-классе цены получаются несколько больше за счет напитков. Но для них и цена билета может быть выше в 2-3 раза обычного тарифа. Несложно посчитать, насколько удешевится цена билета для пассажиров экономического класса.
Как ранее сообщал "Би-порт" проблемой высоких цен на билеты наконец озаботились и антимонопольщики. Об этом Игорь Артемьев, глава ФАС, сообщил после проведения "Дня конкуренции в России". По его словам, планируется проанализировать стоимость перевозок на сопоставимые расстояния в Европе и по России, поскольку цена, которая была прописана в его билете, Артемьева не удовлетворила, пишет АвиаПорт со ссылкой на "b-port.com".